Основы. Советы начинающим

Мобильная фотография может быть ленивой, домашней, медленной. А может быть очень динамичной и активной. Допустим, вы находитесь в красивом месте, освещение просто великолепно и всё готово для создания фотошедевра. Вы делаете снимок, смотрите результат и.. ничего не происходит. Это чувство сродни тому, когда вы просматриваете ленту Instagram, заполненную сотнями фотографий закатов, но они оставляют вас равнодушными. Это не депрессия, это – посредственные фотографии. Итак, начинаем.

Шаг 1.
Как бы банально это не звучало, но для начала вам нужно научиться пользоваться вашим смартфоном. Как бы это не казалось странным, но не все умеют обращаться с камерой своего смартфона. Не знают как фиксировать и корректировать экспозицию, пользоваться режимом HDR и настройками фокусировки. Попробуйте разобраться в настройках, сделать несколько пробных кадров.  Поймите, как использовать фиксацию экспозиции и её коррекцию, это позволит вам регулировать яркость и общий вид фотографии. Я снимаю на iPhone, поэтому описанные мной настройки будут применимы к нему, но на многих других устройствах действия и настройки не сильно отличаются.  Итак, для коррекции экспозиции достаточно «тапнуть» пальцем по экрану в то место, которому необходимо выставить экспозицию, после этого появляется квадрат жёлтого цвета и камера смартфона фокусируется именно в то место, куда вы "тапнули",  затем движением пальца вверх или вниз (свайпы) вы регулируете яркость, об этом говорит значок солнышка сбоку от квадрата. Для фиксации экспозиции и фокуса необходимо просто долго удерживать пальцем необходимую зону, в верхней части дисплея появится надпись «Фиксация экспозиции/фокуса». Нажав на неё ещё один раз, фокус вновь перейдёт в автоматический режим. Ниже представлены скриншоты с настройками в программе Камера и сами настройки камеры которые выставлены у меня.

 

Камера  iPhone       

Сетка. Использование сетки делит изображение линиями на три части по горизонтали и вертикали. Благодаря этому можно использовать принцип построения композиций «Правило третей», которое я описал в предыдущей статье. За счёт этого фотографу будет проще компоновать кадр посредством упрощённого правила золотого сечения. Важные части композиции должны располагаться вдоль этих линий или на их пересечении — точки силы.

Авто-HDR. Активировав функцию HDR, камера смартфона автоматически произведёт три фотоснимка с разной экспозицией и соединит лучшие части в одном снимке. Для передачи максимальной достоверности она выбирает наилучшие участки в каждом из сделанных снимков и выдает единый готовый вариант. В этом режиме телефон снимает чуть медленнее обычного, поэтому он не подойдет для съемки подвижных объектов. HDR оправдан при съемке пейзажа, в котором виден большой контраст между цветом и светом неба и земли. При портретной съемке в дневное время — режим позволит избежать засвечивания лица и контрастных теней, которые визуально старят человека на снимке. При съемке в малоосвещенных пространствах или при контровом свете он осветлит темные участки.

Установите максимальные параметры качества. Поставьте в настройках камеры максимальное разрешения снимка, а также наилучшее значение качества. Выбирайте соотношение 4:3. Если же вы хотите запечатлеть красивый пейзаж, то выбирайте соотношение 16:9 (обычно присутствует у смартфонов с несколькими камерами), но учтите, то фото будет узким  по высоте.

Отключите эффекты. Черно-белый режим, сепия, инвертированные цвета и тому подобное имеют право на существования, однако все эти настройки лучше применять при пост обработке  фотографий. Снимайте без фильтров.

Неочевидные возможности. Несколько секретов стандартной камеры: Если у вас есть гарнитура, её можно использовать в качестве «трусика» спуска. Нажав на любую клавишу громкости вы получите новый снимок или запустите запись видео. Так же кнопки громкости самого смартфона являются спуском, не обязательно нажимать кнопку на экране, это не всегда бывает удобно, особенно при съёмке с нижних позиций. Так же вы можете использовать функцию серийной съёмки. Для её активации достаточно зажать виртуальный затвор, после чего смартфон начнёт делать снимки со скоростью 10 кадров в секунду. Дальше останется лишь отобрать наиболее удавшиеся изображения. Функция идеально подходит для съёмки динамичных объектов. Благодаря функции таймера спуска вы всегда сможете попасть в кадр. Нажмите на изображение таймера и выберите интервал в 3 или 10 секунд. Ну и наконец рекомендую выставить максимальную яркость экрана, чтобы даже на ярком солнце вы могли рассмотреть все детали будущей фотографии на экране своего смартфона.


Шаг 2.
Вторым шагом я хочу акцентировать ваше внимание на физической камере смартфона. Держите линзы в чистоте, остерегайтесь сколов и царапин. Ваш смартфон проводит много времени у вас в кармане, сумочке, в руках, соответственно линза камеры загрязняется. Отпечатки пальцев, грязь и пыль очень сильно влияют на качество ваших фотографий. Чистый объектив поможет вам сделать резкие и четкие снимки и существенно снизит время постобработки фотографий. Протирайте объектив каждый раз, когда хотите сделать снимок. Используйте для этого мягкую ткань, чтобы не повредить линзу, для этого идеально подойдет салфетка из микрофибры которая идёт в комплекте даже с защитными стёклами с Aliexpress. 

Шаг 3.
Изучите основы цветовой палитры. 
Существует 2 основные теории организации цвета, которые часто используются в современном мире.
Первая система - цветовой круг RGB (красный, зелёный, синий)
Второй системой организации цвета (признанной до сих пор) является цветовой круг Иттена (создатель системы Йоханесс Иттен), которая с незапамятных времен используется в живописи. Иттен создал его 1921 году, работая в Баухаузе в Веймаре. Основными цветами являются красный, желтый и синий, и их смешение между собой в разных пропорциях позволяет получить все другие цвета палитры. Противоположные им оттенки — это комплиментарные цвета (цвета, расположенные на цветовом круге напротив друг друга). К примеру, если вы снимете желтый нарцисс на фиолетовом фоне ирисов, то он будет гораздо выигрышнее смотреться, чем на зеленой траве.

 


Гармоничным сочетанием является набор цветов одного оттенка. К примеру: на фоне бежевого здания с коричневой черепичной крышей стоит желтая машина.

Дисбаланс — это набор несочетаемых между собой ярких красок. Такой прием хорошо использовать, если вы хотите побудить зрителя к определенной эмоции.

Помните, что контраст — это не только про тени и светлые участки, но также про цвет и настроение кадра. Вы можете заметить смеющуюся девушку с ярким зонтом в дождливую погоду или запечатлеть меланхоличное выражение лица индианки на фоне разноцветных ярких платков в ее лавке.

P.S.

Вообще существует 6 основных схем сочетания цветов, наиболее распространённая схема на данный момент это комплиментарная.

1. Монохромная схема

2. Аналоговая схема

3. Комплиментарная схема

4. Раздельная комплиментарная триада

5. Триада

6. Прямоугольная (Самая сложная схема, из-за большого количества оттенков)

 

  • Analog
  • Complimentar-2
  • Complimentar
  • Monochrome
  • Triada
  • rectangle

 

Шаг 4.
Наполнение фотографии, проработка сценыЧто имеют в виду фотографы, когда говорит о том, что вы должны проработать сцену? Хорошее фото можно получить, подходя к предмету ближе или дальше, экспериментируя с углом наклона или полностью изменив подход к снятию сцены. Не бойтесь сделать много фотографий. Когда вы видите что-либо интересное, отработайте эту сцену. А если момент только должен произойти, приготовьтесь и фотографируйте до тех пор, пока он не закончится, после чего можно выбрать самые лучшие кадры. Работайте над идеей снимка, ищите неочевидные ракурсы. В современно мире люди избалованы большими количествами фотографий красивого заката, достопримечательностей и природы, их стало сложно чем-то удивить. В вашем снимке должна быть идея, которая близка аудитории, или он должен передавать определенную эмоцию, настроение, ощущение. Перед тем, как нажимать на кнопку съемки, задавайтесь вопросом, о чем будет фотография, какую мысль или чувства она должна вызвать у зрителя? Так вам будет понятнее, с какого ракурса сделать кадр, какое освещение ему подойдет, какие цвета в него включить, какого момента дождаться. Кадр нужно компоновать. Оставить в кадре только те предметы, которые нужны для осуществления творческого замысла, и убрать за рамки кадра всё лишнее. Можно попробовать выделить главные из этих объектов различными техническими приёмами, например размытием заднего фона (боке). Или же естественными факторами - лучами света, контрастом или какими-то другими формами, направив взгляд человека куда вам надо. Соединить все части воедино посредством композиции, чтобы между разными объектами кадра были смысловые связи, чтобы вместе они значили больше, чем по отдельности. Не забывайте, что свет - это главный инструмент фотографа. Это важно и для профессиональных камер, но для смартфонов это важнее в разы. Поэтому всегда ищите свет, присматривайтесь, как он ложится на объект. Помните про режимное время – закаты и рассветы, сумерки. Здесь пригодится и режим HDR, который вытягивает тени и пересвеченные блики, снижает контраст. 

Шаг 5.
Не перебарщивайте с сюжетом. Не перенасыщайте свои снимки большим количеством элементов. Такие кадры сложны для восприятия, а взгляду всегда нужно за что-то зацепиться. В простых снимках больше воздуха — объекты съемки не скованы окружающими предметами. Исследуйте текстуры, паттерны, цвета, симметрию, отражения, контрастный свет; ловите темные тени на светлых поверхностях, находите одинокие лодки на морской воде, замечайте яркие детали на бледном фоне.

Шаг 6.
Подготовка к съёмке. 
Мобильная фотография подчиняется таким же правилам, что и фотография на профессиональные фотоаппараты. Шедевральные кадры редко делаются на лету, обычно им предшествует длительная и продуманная подготовка, особенно это касается пейзажной фотографии. Поэтому хорошо подготовьтесь к предстоящей съемке, заранее осмотрите место предстоящей съемки и изучите особенности освещения местности. Выбор мест должен всегда сопровождаться определением условий освещения сцены, установлением наиболее благоприятного времени для съемки. Какие вопросы нужно задать себе при подготовке? 

1. Есть ли у съемки какая-то цель? Определите объект съёмки и мысленно скомпонуйте кадр убрав всё лишнее. Вы должны определиться, какой кадр вам нужен. 

2. С какой точки лучше всего снимать? Какой ракурс более выгоден? 

3. Где и когда встает солнце и как оно освещает объект? Как движется по небосклону? Определите оптимальное время для съёмки.

4. Как ложатся тени в разное время дня? В какое время дня они наиболее удачно передают рельеф местности?

9. Есть ли передний план, и необходима ли его доработка (подсветка, затенение, дополнение и пр.)?

Вопросы освещения в любой съемке играют огромную роль,— один и тот же объект может при разных условиях освещения выглядеть совсем по-иному.

Шаг 7. 
Эксперименты. Попробуйте найти что-либо, что может дополнить вашу сцену. К примеру, проходящего мимо человека, пролетающую птицу, проезжающую машину, автобус или поезд. Дождитесь, пока дополнительный объект идеально впишется в общую композицию и сделайте снимок. Не нужно воспринимать всё буквально, не переусердствуйте: можно сфотографировать понравившийся пейзаж, не посвящая всё время ожиданию исключительных моментов. Тренируйтесь и набивайте руку, хотя бы для того чтобы в будущем, изучая свои работы разного периода, увидеть прогресс.

Шаг 8.
Подходящий момент. Важный элемент фотографии — пойманный момент. В мобильной фотографии это сделать гораздо проще. Более того, память многих смартфонов позволяет делать множество снимков, а потом выбрать из них лучший. Просматривая медиатеку, вы сможете детально рассмотреть изображения и убедиться в том, что на некоторых из них вам удалось запечатлеть искренние эмоции прохожих, выражение морды животного, интересное сочетание природы и людей в кадре. Держа смартфон по ветру, вы не только получаете возможность случайно снять что-то стоящее, но еще и практикуетесь в репортажной съемке. Попробуйте запечатлеть мирно отдыхающих в парке людей во время чтения или игр. Романтические моменты парочек. Ловите момент, когда стайка птиц, потревоженная прохожим, вспархивает вверх, лужи разлетаются брызгами от колёс проезжающих машин, ядовито-яркие пятна от бензина и масла растекаются по асфальту. Интересным сюжетом может стать что угодно. Используйте воображение и не забываете о композиции. И главное - не ленитесь – фото еды, ежедневные селфи и лифтолуки заполнили социальные сети и утомили всех без исключения.

Шаг 9.
Используйте ноги, а не зум. В современных смартфонах, за редким исключением, использование даже самого минимального зуммирования приводит к резкому ухудшению качества картинки. На ней появляются шумы и теряется резкость. Если хотите сфотографировать объект ближе — подойдите к нему. Не стоит забывать и об универсальных столпах фотографии — композиции, сюжете и фокусе. Зум в мобильной фотографии — это то, что гарантированно испортит ваш снимок. Даже если при приближении все детали выглядят четкими, на выходе вы будете иметь снимок низкого качества. Подходите к объектам ближе. Так вы избавите себя от смазанных и зернистых фото, а возможно, по пути наткнетесь на интересные элементы, которые смогут дополнить ваш снимок.

Шаг 10.
ФокусВсе смартфоны обладают навыком автофокусировки, но для того, чтобы показать своему устройству, кто тут главный, можно указать точку самостоятельно, а на некоторых устройствах есть полноценный ручной фокус. Выберите объект и тапните на него, и после этого ваша камера сфокусируется на ту точку которую вы указали.

Шаг 11.
Сцены. 
Ищите эффектные отражения. Нет ничего проще, чем заснять красивое отражение на водной глади. Но и здесь есть поле для экспериментов: в непогоду ищите яркие краски в лужах; наблюдайте, как средневековые постройки поглядывают на вас со стекол бизнес-центров; ловите эмоции людей в отражении дверей транспорта.

Используйте направляющие линииМир фотографии очень подвижен, и одно правило может стать исключением другого, но есть неизменные вещи, которые помогут получить гарантированно эффектное фото со смартфона. Направляющие линии провожают зрителя к центральному объекту композиции. Они могут служить простором для фантазии — человек сам додумывает, что осталось за горизонтом. Линии могут добавить объем или, наоборот, сделать изображение плоским.

Шаг 12.
Вдохновляйтесь любой погодой
У природы нет плохой погоды. Солнце — лучший друг естественных и красивых фотографий. Но если вас настиг дождь или туман, рассматривайте это как возможность для создания атмосферных кадров. Непогода сокращает количество людей на улице, что позволит вам без труда сфотографировать многие объекты без тысяч туристов в кадре, и у вас будет больше шансов испробовать разные ракурсы в одном пространстве. Более того, яркие краски зданий, зонтов, вывесок отлично контрастируют с серостью, что поможет передать разные настроения снимка. Некоторые элементы даже лучше будут смотреться в тумане или дожде, чем при ярком солнце — например, средневековые замки или горные монастыри. Также непогода очень дружит с Ч/Б фотографиями, и это тоже повод для экспериментов с разной подачей своих изображений.

Шаг 13.
Развивайтесь в разных жанрах мобильной фотографии
Многие фотографы делают ошибку, снимая в рамках одного стиля и жанра. Со временем подписчикам наскучивают однообразные снимки, и активность в аккаунтах падает. Изучите свои сильные стороны, найдите жанр, который вам дается лучше всего, но продолжайте экспериментировать. Со временем у вас появится свой почерк, свой стиль обработки и цветокоррекции, но не ограничивайтесь зоной комфорта. Никогда не довольствуйтесь тем, что есть, всегда продолжайте учиться и развиваться. Если вы набили руку в портретах, пробуйте себя в репортажной съемке. Если хорошо даются спортивные, подвижные кадры, переключите свой объектив на животных и детей. Если вы мастер Ч/Б фото, поиграйте с цветом в кадре.

Шаг 14.
Изучайте снимки талантливых фотографов
Чтобы усилить свои навыки в мобильной фотографии, нужно изучать работы других. Смотря на аккаунты талантливых фотографов вы не только получаете заряд вдохновения для собственных снимков, но и перенимаете их сильные стороны. Так вы накапливаете визуальный опыт, учитесь ориентироваться в пространстве и запоминаете эффектные ракурсы и цветовые решения. Подписывайтесь на максимально разные профили — у каждого фотографа есть свой стиль, и важно не скопировать то, что вы увидели, а по-своему интерпретировать его идею. Как в школе — не списывайте у соседа, а напишите то же самое, но другими словами.

Шаг 15.
Наконец, сделайте снимокДержите телефон неподвижно, когда нажимаете на кнопку. Сделав фото, продолжайте удерживать его на месте, пока изображение не запишется. Если вы переместите телефон сразу после нажатия на кнопку, вместо фотографии у вас может получиться смазанное пятно! Делайте несколько снимков или пользуйтесь серией. Не рассчитывайте на один кадр, он не всегда будет удачным.

Не останавливайтесь, практикуйтесь! Вы не сможете практиковаться на пианино раз в неделю, и к концу года великолепно играть этюды Шопена или произведения Чайковского. То же касается и фотографии. Если делать снимки раз в месяц, вы нескоро создадите впечатляющие работы.Необходима практика.  Читайте литературу по фотоискусству, смотрите видеоуроки, фантазируйте и практикуйте сами. Поймите, как работает оптика, что такое экспозиция, ISO, диафрагма, выдержка. Ведь даже самая дорогая зеркалка не сделает из вас профи, и наоборот, настоящий фотограф получит неплохие снимки со смартфона. Фотографируйте каждый день, даже если не чувствуете прилива вдохновения. Снимайте то, что находится перед вами. 

Используя вышеперечисленные советы, практикуясь ежедневно и не боясь экспериментировать, вы сможете достичь определённых успехов уже в скором времени, вы сами это заметите по вашим постам в соцсетях.