Основы. Свет

Свет — ключевая составляющая фотографии. Основатель компании Kodak говорил: «Именно свет создает фотографию. Примите его и научитесь с ним работать». Правильное освещение – залог успешной съемки! Всегда помните «Золотое время» идеальных кадров — час после рассвета и час до заката. А теперь разберём несколько видов света в мобильной фотографии

Естественный свет:
Снимок, сделанный в восхитительном месте с резким полуденным светом, будет выглядеть плоским. Дневное яркое солнце засвечивает кадры и создает сильный контраст между темными и светлыми участками. Помещая объект прямо под солнечный свет на темном фоне, вы можете получить эффект студийной съемки. Солнце в зените (в наивысшей своей точке) светит сверху и практически не создает теней на объектах, точнее уводит их вниз, они стремятся к земле. Если вы оказываетесь в таких условиях освещения, всегда старайтесь рассеять свет любыми возможными способами. Например листья деревьев уменьшают количество света, достигающего объекта съёмки, в то же время оставляя промежутки для прямого света. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.). Рассеянный свет – наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки. В пасмурную погоду свет гораздо более мягкий, тени соответственно не такие жесткие и поэтому многие фотографы любят снимать именно тогда когда солнце заходит за облака.

Контровой свет:
Контровой свет, это когда источник света располагается позади объекта (180 градусов относительно объектива) и очень силен либо близко расположен. Снимаемый вами объект блокирует большую часть этого света, создавая силуэт. Снимая против солнца, можно поймать отблески лучей, которые при определенном ракурсе будут атмосферно дополнять кадр. Также контраст светлых и темных участков будет выигрышно смотреться в пейзажной съемке, особенно в зимней.  Эффект кострового света приводит к тому, что объект находящийся между вами и источником света, подсвечивается сзади, и кажется, что его края светятся изнутри. При правильном использовании контровый свет может помочь вам создать драматические и загадочные фотографии. Экспериментируйте с тенями: иногда на снимке они выглядят эффектнее, чем элементы, которые их отбрасывают. Ловите солнечные блики и отблески света в отражениях. 

Боковой свет:
Боковым светом считается свет, стоящий сбоку от модели и направленный на нее так, что между светом и фотографом угол 90 градусов. Особенно эффективен на плоских и слегка не ровных поверхностях, таких как живот модели – это действительно помогает придать свету мягкое прикосновение. Именно боковой свет считается наиболее удачным-придаёт объёмность, не перекрывается фотографом и не светит в объектив. Боковым освещением проще манипулировать. Такое освещение даёт яркие места с одной стороны изображения и тени – с другой. Поскольку одна часть вашего изображения яркая, а другая тёмная, такое освещение делает снимок высококонтрастным.

Фронтальный(передний):
Обычно это студийный свет, направленный прямо на модель. Его можно описать как «свет, идущий по той же оси». То есть источник света смотрит в ту же сторону, что и объектив, находится с ним на одной линии. Следовательно, на левую и правую часть модели падает одинаковое количество света, поэтому освещение получается очень равномерным. Теней почти нет. Это делает изображение «плоским» и низкоконтрастным.

Существует множество видов света, в данной статье мы попытались разобрать основные. Не забывайте, что у нас в руках не "зеркала", у встроенных в смартфон камер при недостатке света сильно увеличивается время выдержки, и любое движение приведет к тому, что кадр получится смазанным. Сенсор встроенной камеры телефона довольно слаб, и при высоком значении ISO (светочувствительности), позволяющем снимать в помещении без вспышки, уровень шума будет тоже очень высоким. Старайтесь не фотографировать при плохом освещении, по крайней мере следите , чтобы объект съёмки был освещен равномерно.  Поэтому удачные фотографии в помещении получатся только при ярком свете. Если вам нужно сделать фото в помещении, обратите внимание на источники искусственного света в нем. Избегайте флуоресцентных ламп, так как их свет придает объектам зеленый оттенок. При ночной съемке в мобильной фотографии важна статичность — камера смартфона плохо себя проявляет при слабом освещении. Используйте штатив или трипод, чтобы удерживать смартфон в стабильном положении. Не стоит нажимать на кнопку съемки, так как телефон поймает малейшие колебания и оставит вас со смазанным снимком. Зажмите таймер — таким образом у вас в запасе будет несколько секунд, и в момент съемки телефон будет неподвижен.

Хорошее освещение – особенно важно для мобильной фотографии, так как у вас нет возможности экспериментировать с фокусной длиной и глубиной поля резкости.